четверг, 28 сентября 2017 г.

Дом-музей Симона Боливара в Санта-Марте

В городе Санта Марта находится дом-музей, где борец за независимость Симон Боливар провел свои последние дни. Quinta de San Pedro Alejandrino принадлежала богатейшей семье де Миер: ранее здесь находилось процветающее поместье и фабрика по производству сахарного тростника.


Сейчас дом-музей окружен пышным Ботаническим садом с проложенными для прогулок пешими маршрутами, где можно встретить диких обезьян, игуан, полюбоваться на тропических птиц и бабочек.


У входа в жилое здание висит мемориальная доска с последним воззванием Освободителя:


«Колумбийцы! Вы были свидетелями моих усилий по установлению свободы там, где раньше господствовала тирания. Я работал безвозмездно, отказавшись от моего состояния и даже моего покоя. Я оставил командование, убедившись, что вы не верите в мое бескорыстие. Мои враги грубо воспользовались вашей доверчивостью и попрали самое святое для меня: мою репутацию и мою любовь к свободе. Я стал жертвой своих преследователей, которые привели меня на порог смерти. Я их прощаю.
Удалившись от вас, моя любовь велит мне объявить мою последнюю волю. Я не мечтаю об иной славе, кроме объединения Колумбии. Вы все должны работать ради неоценимого блага единства: все города должны подчиниться действующей власти ради освобождения от анархии, священники в храмах – направлять свои молитвы к небу, и военные – использовать свои мечи для защиты социальных гарантий.
Колумбийцы! Мое последнее желание – это счастье Родины. Если моя смерть послужит тому, что прекратятся разделения и укрепится единство, я спущусь в могилу со спокойным сердцем.
Симон Боливар.
Асьенда Кампо де Сан Педро, 10 декабря 1830г.»

Кстати, последней воле Симона Боливара – объединению латиноамериканских стран (в первую очередь – территории современной Колумбии, Панамы, Эквадора и Перу) в одну мощную Большую Колумбию – не суждено было исполниться. Очевидно, что у этого плана было множество противников, в первую очередь ведущие экономические державы того времени, не заинтересованные в создании мощного геополитического конкурента в Латинской Америке, и коррупционные местные правительства, получившие солидную моральную и экономическую поддержку в благодарность за свое дружелюбие и сотрудничество. Официальная историческая версия гласит, что хозяин дома – Хоакин де Миер – был закадычным другом Симона Боливара и неоднократно приглашал Освободителя к себе в гости, но тот смог приехать только тогда, когда серьезно заболел; Симон Боливар написал свое завещание (отказавшись от всех принадлежащих ему поместий и денег) в присутствии Хоакина де Миера и чуть ли не умер у того на руках; посмертное вскрытие (результаты которого появились почему-то лишь в 1866г.) «подтвердило», что Симон Боливар страдал тяжелой формой туберкулеза, от которого он и скончался. «Альтернативных» историков несколько смущает тот факт, что в свое время Освободитель отдал распоряжение об аресте отца Хоакина, Мануэля де Миера, который выступал на стороне роялистов и в итоге умер в тюрьме. Как-то сложно представить себе «крепкую» дружбу Хоакина де Миера с человеком, который фактически отправил на смерть его отца, да и выбор Боливаром места для остановки и поправления здоровья с этой точки зрения представляется странным. Любопытно, что сам наследник фамилии де Миер (!) – историк Хорхе Миер Хоффман – несколько лет назад выступил с сенсационными заявлением, утверждая, что Симон Боливар был убит в результате заговора, устроенного не без помощи Президента США Эндрю Джексона. В ноябре 1830 года Освободитель направлялся в Венесуэлу, чтобы пресечь переворот Хосе Антонио Паэса (который в конце концов добился отделения Венесуэлы от Большой Колумбии), однако был перехвачен военным кораблем США (Миер Хоффман подтверждал свое заявление записями судового журнала упомянутого корабля, а также давними семейными архивами), и в итоге Боливар против своей воли был доставлен в поместье де Миер. У США в то время были причины для недовольства Боливаром: тот имел серьезные основания претендовать на Флориду (благодаря его военной поддержке Флорида в течение 77 дней оставалась «независимой Республикой», пока ею вновь не завладели роялисты), а в 1817г. арестовал два военных корабля США в районе Ориноко, да и вообще демонстрировал раздражающие имперские амбиции.
Разумеется, немедленно появились опровержения прочих историографов и солидных исследователей, отрицающих революционную версию Миера Хоффмана. В самом доме-музее Боливара гиды добросовестно пересказывают более консервативный вариант, включающий дружбу Боливара и де Миера и долгую затяжную болезнь Освободителя, вынудившую его досрочно подать в отставку. Какой бы ни была настоящая правда, сторонники версии о том, что Симон Боливар фактически был лишен свободы и убит своими давними противниками, до сих пор оспаривают посмертный диагноз и статус пребывания Освободителя в доме де Миера.




Комментариев нет:

Отправить комментарий