четверг, 15 июня 2017 г.

Картахена де Индиас: часть II

Если же вам надоело купаться в море и гулять по романтическому центру Картахены, советую посетить крепость Сан-Фелипе-де-Барахас, заложенную в 1536году, которая вместе с крепостными стенами и немногими другими остатками оборонительных сооружений составляет комплекс средневековых городских укреплений.



В 1697 году французам удалось ненадолго захватить крепость, что вынудило испанцев пересмотреть свою оборонительную тактику и значительно перестроить и укрепить военные сооружения города. Здесь вы узнаете историю многочисленных осад и сражений, самое главное из которых – успешная оборона города, осуществленная адмиралом Бласом-де-Лесо в 1741 году. Адмирала называли «получеловеком» за ранения, полученные им за время долгой военной службы, в результате которых он лишился одного глаза, одной руки и одной ноги. Однако инвалидность не мешала ему продолжать военную карьеру и одерживать головокружительные победы.

В 1741 году английские войска под командованием Эдварда Вернона подошли к Картахене с намерением стремительно разгромить испанский флот и взять город. Силы англичан значительно превосходили испанские: две тысячи пушек, сто восемьдесят кораблей и почти тридцать тысяч солдат против трех тысяч испанцев, обладающих флотом всего в шесть кораблей. Английская корона поторопилась выпустить памятные монеты с надписями: «Британские герои взяли Картахену 1 апреля 1741 года» и «Испанская гордость унижена Верноном». Блас-де-Лесо понимал, что было бы бессмысленно дать англичанам прямое сражение, поэтому в течение двух месяцев позволил им взять одно за другим все городские укрепления, постепенно заманивая их в узкий залив напротив единственной не взятой на тот момент крепости – Сан-Фелипе. К этому времени англичане были совершенно уверены в своей победе, разомлевшие от карибской жары и опьяненные успехом, они уже начали отмечать взятие города и, не ожидая никакого отпора, бесстрашно приблизились к самым стенам Сан-Фелипе. Здесь Блас-де-Лесо встретил их жестокой бомбардировкой, направив на защиту крепости все военные силы, постоянно обстреливая врага, не давая ему ни малейшей передышки. Неожиданно деморализованные англичане обратились в бегство, но здесь их ждала ловушка: узкая бухта не позволяла кораблям быстро покинуть залив, и большая часть английского флота была позорно разгромлена за считаные часы. Разумеется, Блас-де-Лесо считается национальным героем Колумбии: именно благодаря ему вся Латинская Америка сегодня говорит на испанском языке, а не на английском. У стен крепости стоит памятник испанскому адмиралу, спустя почти 300 лет более известному в Колумбии, чем на своей исторической родине.


После этой блистательной победы Блас-де-Лесо разработал дополнительные планы реконструкции и укрепления крепости, в которые входила постройка новых башен, батарей, резервуаров для воды, а также новых километров подземных тоннелей. На данный момент общая протяженность системы тоннелей составляет порядка 700метров, часть из которых открыта для туристов.


Точно не известно, как далеко уходят подземные коммуникации: по слухам, некоторые галереи выходят к морю и соединяются с прочими оборонительными сооружениями Картахенской бухты, другие ведут прямо к центру города. В этих тоннелях с продуманной системой навигации и вентиляции защитники города могли держаться месяцами, а в случае необходимости отступления в тоннели предлагалось заложить огромные заряды пороха и, заманив врага, взорвать часть сооружений крепости, уничтожив большую часть вражеской армии. К счастью, необходимости в реализации последнего плана никогда не возникло, так что сегодня туристы могут исследовать прекрасно сохранившуюся сложную систему подземных коммуникаций и наружных укреплений. Страдающим клаустрофобией не советую заходить далеко, спускаясь в тоннели: доступ воздуха достаточно скуден, света нет, и у меня сложилось впечатление, что даже с фонариком в этих катакомбах довольно легко заблудиться. Тем не менее, небольшая прогулка по подземным галереям позволяет перенестись во времени и представить себе ощущения солдата восемнадцатого века, укрывающегося в крепости в ожидании нападения врага – очень страшно и волнительно.

Интересно, что Блас-де-Лесо так и не получил признания при жизни: из-за неприязненных отношений с вице-королем правдивая информация о его подвигах и верной службе не могла вовремя достичь Испанской короны. Блас-де-Лесо скоропостижно скончался в том же 1741 году от заражения крови в результате инфицирования раны, и лишь двадцатью годами позже его сын был удостоен титула маркиза в знак признания военных заслуг отца.
Крепость Сан-Фелипе постоянно достраивалась вплоть до 1798года. Любопытно, что в свое время построенная испанцами крепость служила военным целям взбунтовавшихся против Испанской короны креолов во время войны за независимость.

Недалеко от крепости Сан-Фелипе расположена еще одна, довольно оригинальная достопримечательность Картахены – памятник старым ботинкам. Памятник был сооружен в 1943году в честь колумбийского поэта Луиса Карлоса Лопеса, написавшего стихотворение «Моему родному городу», где упоминаются те самые ботинки.


Конвент-де-Ла Попа – другая историческая достопримечательность Картахены. Это монастырь 16в., располагающийся на невысокой горе (148м.). В настоящее время здесь находится небольшой религиозный и исторический музей, где собраны артефакты, свидетельствующие о непростой жизни конвента в течение почти 400 лет.


Для поездки сюда желательно взять такси или приехать в рамках экскурсионной программы, так как пеший подъем довольно утомителен и к тому же, по словам местных жителей, небезопасен. Внутренний двор конвента, мощные колонны и крепкие стены, способные выдержать тяжелую осаду и даже бомбардировки, напоминают о его нелегком прошлом. Церковь освящена в честь Девы Канделарии, с 1965 года считающейся главной покровительницей города.


Изображение смуглой Девы находится в позолоченном ретабло; в 1986 году папа Иоанн Павел II во время своего официального визита в Картахену канонизировал его, совершив традиционный обряд «коронования Девы». В честь Канделарии каждый год 2 февраля жители зажигают множество свечей – candelas – и организуют торжественную процессию, идущую от конвента до самого центра города.

Название холма – «La Popa», т.е. корма – объясняется тем, что при определенном ракурсе монастырь на вершине напоминает корабельную корму. Однако есть и иное, неофициальное название – «Salto del Cabrón», прыжок козла. История этого места восходит к началу 16в., когда сам холм представлял собой дикую заросшую местность, где обитало множество ядовитых рептилий. Неудивительно, что жители Картахены считали эту сельву страшной и необитаемой, ужас нагоняли также легенды об обитающем на холме демоне. На вершине холма некое сообщество мулатов устроило капище, где поклонялось статуе идола в образе козла. Во время очередной медитации испанский монах Алонсо де ла Крус услышал голос, повелевающий ему отправиться в Картахену и основать монастырь на вершине самого высокого холма. Получив необходимые разрешения и поддержку, монах немедленно прибыл на место и уничтожил языческий культ, сбросив с горы статую идола (отсюда и второе название) и отправив основателя секты Луиса Андреа в казематы Инквизиции.

Первые монахи поселились в наспех сооруженной из древесных ветвей хижине, однако уже к 1612 году строительство монастыря было практически закончено. С самого начала Ла Попа привлекала к себе нежелательные взгляды любопытных, в том числе и пиратов. В 1585 году Фрэнсис Дрейк атаковал Картахену со своим мощным флотом, состоящим из 23 кораблей и экипажем из 2500 человек. К счастью, в Картахене к этому времени уже была построена ее знаменитая крепостная стена, которая смогла защитить город, но единственной защитой Ла Попа служила удаленность и стратегическое положение на возвышенности. Благодаря этому слабому преимуществу конвент не был разрушен полностью, однако долгие годы нуждался в значительных суммах для реставрации.

Времена войны за независимость также оказались тяжелыми для монастыря. Последствиями кровавой осады Картахены в 1816 году стал голод, нужда и многочисленные разрушения. Монахи не могли вернуться в конвент, так как у города не было средств для его затратного восстановления. Место оставалось разрушенным и запущенным вплоть до 1880г., когда президент Республики Рафаэль Нуньес выделил бюджет на реконструкцию здания с целью расположить там казармы и военный госпиталь.

Лишь 4 марта 1961 года правительство вернуло территорию монахам-августинцам, которые занялись восстановлением конвента в его настоящем виде.



Комментариев нет:

Отправить комментарий